ЕСЛИ ЗАБЛУДИЛИСЬ В МОРЕ...
Теоретически на судне можно использовать любой GPS навигатор (портативный, автомобильный и т.д.): с двумя основными задачами – определением координат и указанием курса к заданной точке он справится. Но особенности эксплуатации на море предъявляют специфические требования, в полной мере, отвечать которым может только специально сконструированный морской прибор.
Ответственность
На твердой земле GPS навигатор создает массу удобств, но помимо него, как правило, есть неподвижные ориентиры (дорога, тропинка, элементы рельефа), по которым вы пусть не без труда, но можно найти путь в случае его отказа или ошибки. На море же зачастую в поле вашего зрения только однообразные волны от горизонта до горизонта. Далекие маяки, острова, береговая черта если и видны, то часто сливаются в едва различимую полоску, опознать которую и определить расстояние до нее непросто даже при большом опыте. В окулярах 7-кратного бинокля при качке эти объекты исполняют немыслимую пляску, иногда до полной невозможности наблюдения. В темноте же, в дождь, туман или шторм ваше поле зрения зачастую ограничивается ближними гребнями волн в десятке-другом метров.
Навигационные опасности – рифы, мели, скалы, затонувшие суда и т.д. встречаются и в открытом море, вне видимости берегов. В пешем походе или автомобильной поездке из-за навигационной ошибки вы всего лишь опоздаете к месту назначения, в худшем случае проведете ночь в лесу, израсходуете горючее и остановитесь на дороге, испытаете стресс и т.д. На море ошибка в сотню метров может привести к гибели судна, грузов, людей, другим разрушительным последствиям. Поэтому морская навигация — одна из главных областей применения GPS — по ответственности может сравниться только с навигацией воздушной.
Правила безопасности, морской практики, несения штурманской службы, выработанные многовековым опытом, написаны кровью. От надежности ваших навигационных приборов, их удобства в работе, качества карт, ваших навигационных навыков, в прямом смысле может зависеть жизнь. Отсюда, помимо повышенных требований к самим GPS навигаторам, вытекает требование их обязательного дублирования другими средствами навигации. Так, ни одно судно, какими бы электронными новшествами ни было оно оснащено, не может выйти в море без простого магнитного компаса.
Юридический аспект
За безопасностью плавания и, в частности, за оснащением судов навигационным оборудованием следит целая система различных учреждений. Высшим международным органом, который разрабатывает правила и стандарты, является International Maritime Organization со штаб-квартирой в Лондоне. На их основе свои требования устанавливают национальные надзорные органы и инспекции. В нашей стране, в зависимости от типа судна и района плавания, яхта или катер могут быть поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам, Яхтенной инспекции или Спортсудорегистру (для спортивных яхт), Речному или Морскому регистру.
Требования национальных инспекций могут быть даже жестче международных. Дополнительные требования могут выдвигаться для определенных районов или целей плавания (например, требования транспортных инспекций — для лицензий на перевозку пассажиров, для занятия чартером; требования английского Королевского океанского гоночного клуба – для допуска к парусным гонкам).
Наконец, за рубежом почти всегда, а в России все чаще – даже малые суда подлежат страхованию; у страховых компаний свои дополнительные требования к оборудованию. В некоторых случаях наличие современных GPS приборов, например (для больших судов) систем ECDIS (Electronic Chart Display and Information System – Электронные картографические навигационные информационные системы) с электронными GPS картами, позволяет снизить стоимость страховки. Часто требуется наличие тех или иных сертификатов на навигационное оборудование.
Помимо инспекции, разрешающей или не разрешающей выход в море, в случае аварии суд решает вопрос об ответственности капитана, имел ли он на борту требуемое навигационное оборудование, правильно ли его использовал. От этого может зависеть материальная ответственность, решение, кто платит за ущерб, и даже уголовная ответственность. Таким образом, выбирая навигационное оборудование, не забудьте выяснить, где будет зарегистрирован и застрахован ваш катер или яхта и каковы требования данных организаций.
Ваш отзыв